Несколько лет назад у Александра Фролова угнали автомобиль. Обидно было, по его словам, даже не столько то, что он лишился любимого «форда», но то, что на протяжение длительного времени он заливал в бензобак свой уникальный модификатор, вследствие чего мотор автомобиля работал, как новый, даже после шести лет эксплуатации. «Вот и сейчас кто-то, наверное, ездит на моей машине и нахваливает», — усмехается генеральный директор сколковской компании «ИФОТОП».
Ученый-химик первым в мире синтезировал молекулу, лежащую в основе модификатора IFO, с которым компания сейчас выходит на российский рынок.
«Компания ООО «ИФОТОП» получила статус участника Фонда «Сколково» в мае 2013 года, — рассказал Sk.ru Максим Бардин, старший проектный менеджер кластера энергоэффективных технологий Фонда. — Деятельность компании направлена на разработку и внедрение технологии промышленного синтеза новой многофункциональной присадки для производства высокооктановых автомобильных бензинов — N-метил-п-анизидин, созданной для корректировки октанового числа премиальных топлив и обеспечения НПЗ гибким и оперативным решением по достижению требуемых значений октанового числа без дополнительных усилий и долгосрочных инвестиций. N-метил-п-анизидин не увеличивает отложения на клапанах, не оказывает негативного влияния на содержание вредных веществ в выхлопных газах и рекомендован для автомобилей всех экологических классов, включая EURO 6.
В 2015 году компании был одобрен грант «Сколково» в размере 66,4 млн руб. (общая сумма проекта с учетом инвестиций соинвестора составила 132,4 млн руб.). Благодаря этому, на данный момент компания завершает работы по оптимизации технологии промышленного производства и сертификации продукта на территории РФ и ЕС и приступает к промышленным испытаниям. На данный момент в рамках гранта создана пилотная установка в РФ, а на территории КНР располагается тестовое производство, которое планируется модернизировать и расширять».
На рынке с веществом такого качества мы пока одни», — утверждает Александр Фролов, поясняя, что в Европе, например, IFO конкурирует с МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир), ЭТБЭ, которые используют при производстве бензинов, несмотря на то, что широко применяется биотопливо (биоэтанол) — тоже высокооктановый компонент, производство которого субсидируется правительствами.
На российском рынке ситуация сложнее, здесь также доминирует МТБЭ, так как им не только повышают октановое число, но и обеспечивают регламентируемое содержание ароматики в бензинах; практически весь объем, производимый в РФ, потребляется на внутреннем рынке. Парадоксальным образом основные производители (ВИНК), в настоящее время выпускают до 70% бензина АИ-92, хотя рынок машин, работающих на бензине АИ-92, постоянно уменьшается, а на АИ-95 растет.
«Производство суррогатного бензина в РФ процветает и составляет не менее 50% рынка, и это не только мое экспертное мнение, — говорит Александр Фрролов. — Производитель такого контрафакта берет заводской бензин АИ-92 и добавляют к нему дешевые углеводороды и низкокачественные присадки, зачастую запрещенные. Мы ездим на этом так называемом 95-м бензине, что в итоге приводит к износу двигателя и проблемам с топливной системой.
Что будет, если вдруг вся страна перейдет сейчас на 95-й бензин? Ответ однозначный: наступит бензиновый голод. На данном этапе такой переход просто невозможен, в том числе, и по причине ограниченных возможностей по октану. А ведь в Европе и многих других странах переход на бензины с октановым числом АИ-95 и выше уже сделан, что выгодно как с экологической, так и с экономической точек зрения».
В Москве положение относительно благополучное, но в регионах качество бензина – вещь достаточно относительная. «Что делать человеку, которому залили в бензобак некачественный бензин; он выехал с АЗС, и машина начинает глохнуть? — размышляет генеральный директор компании «ИФОТОП». — Представим себе, что это происходит в глубинке и до ближайшего населенного пункта — сотня километров. Трактор и тросс? Для таких случаев компания разработала и выпустила розничный вариант модификатора IFO. Вы заливаете IFO в бак и спокойно едете до любого сервисного центра, будучи уверены в том, что с двигателем не случится ничего непоправимого. Октановое число повышается, машина начинает ехать мягче, вы гарантированно доедете до места назначения. Также можно использовать модификатор для профилактики, повышения динамических характеристик автомобиля, а также в регионах, где нет качественного бензина АИ-98».
Не секрет, что в представлении автомобилистов слово «присадка» сильно дискредитировано. Розничный потребитель не воспринимает «присадку» как эффективный компонент, поскольку не видит в ней реальной пользы. «На мини-НПЗ присадки используются для обеспечения какой-то одной характеристики при производстве суррогатного топлива, — замечает Александр Фролов. — Берут низкооктановый бензин, добавляют присадку и обеспечивают только октановое число. Такую смесь бензином называть нельзя, он губит двигатель».
МОДИФИКАТОР IFO
Компания «ИФОТОП» позиционирует свой продукт как модификатор, и, как утверждает Александр Фролов, делает это не только по маркетинговым соображениям: «По сравнению с традиционными присадками, даже самыми лучшими, IFO обладает большей эффективностью и при этом является экологичным, а также имеет более широкий спектр действия. Модификатор IFO для бензина — это химическое вещество N-метил-пара-анизидин; для удобства применения оно растворено в оксигенате, т.е. в спиртах и эфирах, которые давно используются для производства бензинов, и их применение в регламентированных концентрациях не наносит ущерба двигателю. В чем инновационность разработки? Наша молекула содержит в себе как эфирную, так и аминогруппу, сочетая все положительные свойства соединений этих классов веществ. С одной стороны, эфиры – это малотоксичные вещества, которые за счет содержания кислорода содействуют процессам полного сгорания горючего; при этом они малоэффективны для увеличения октанового числа. С другой стороны, амины – высокоэффективные вещества для повышения октанового числа, но они очень токсичны. N-метил-пара-анизидин собрал в себе только лучшие качества, он и высокоэффективен, и малотоксичен. Свойства и применение модификатора широко запатентованы в мире».
Одновременно модификатор IFO меняет сразу несколько базовых характеристик бензинов: он повышает не только октановое число, но и окислительную стабильность, а еще обеспечивает полноту сгорания, что, в свою очередь, снижает выбросы токсичных продуктов горения в атмосферу. «Наш продукт уникален и для мирового рынка, — добавляет глава компании «ИФОТОП». — Я отслеживаю патентную активность в этих областях. Мы произвели опытные партии нашего продукта в Китае и в России: до двух-трех тысяч тонн можем делать спокойно, но это пока немного по сравнению с объемом российского рынка, который оценивается в 100 тысяч тонн. Мы прошли все международные сертификации, в том числе, на «мерседесе» и на двигателях 6-го экологического класса, когда проверялась токсичность выхлопа. По всем данным наш модификатор существенно улучшает свойства даже качественного европейского бензина. В частности, когда мы проверяли бензины с присадкой IFO на соответствие нормам EURO 6, содержание CO в составе выхлопных газов в холодном цикле было в два раза ниже, чем на обычном европейском бензине, а содержание твердой фазы (ТHC) — в 2,7 раза ниже. Это говорит о том, что один и тот же бензин в одних и тех же условиях, но с модификатором IFO, лучше сгорает и снижает выбросы в атмосферу наиболее токсичного продукта неполного сгорания – угарного газа (СО).
Наша ближайшая цель – выйти на российский розничный рынок. Мы хотим заявить, что в России есть команда, которая выпускает продукцию, соответствующую мировому качеству и даже превосходящую его; умеет разрабатывать функциональную химию от идеи до производства и внедрения», — заявляет Александр Фролов.
Это – то, что касается дня сегодняшнего. Останется ли работа у компании в том неочевидно близком в России будущем, когда на смену автомобилю с двигателем внутреннего сгорания придет электромобиль? Руководитель «ИФОТОП» убежден, что функциональная химия востребована всегда и синтезированная молекула имеет гораздо более широкое применение: «Молекула обладает комплексом свойств и в перспективе она будет лежать в основе целой линейки продукции – антиоксиданты, ПАВы, модификаторы трения, адгезивы и т.д. Если говорить о перспективах автомобиля на альтернативных источниках энергии – ну, не будет в нем бензина и моторного масла, но ведь останутся гидравлические масла, трансмиссионные масла, различные смазки, шины и другие современные материалы, свойства которых также обеспечивает функциональная химия. Мы умеем разрабатывать и синтезировать новые молекулы с заданными свойствами, и с уверенностью могу сказать, что и в будущем найдем применение нашим продуктам и технологиям».
Автор: Михаил Бакланов
14.12.2017